Критерий 6 Индивидуализация образования (опыт реализации индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ)

     Система образования в современных условиях призвана способствовать реализации основных задач развития общества, должна готовить человека к активной деятельности в духовной, социальной, экономической и политической сферах жизни общества. 

     Общественные ожидания требуют  наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в деятельности, связанной с предполагаемой профессией, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышения коммуникативной компетентности обучающихся. Эти требования выполнимы при условии широкой индивидуализации процесса образования. Федеральный государственный стандарт основного общего образования одним из условий реализации образовательной программы определил индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников. Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.  При индивидуализации позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторией. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.
     Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках урока, занятия через индивидуальный учебный план; в рамках образовательного учреждения через индивидуальную учебную программу; в рамках образовательной среды через индивидуальную образовательную программу
    Первые шаги в направлении индивидуализации в МОУ «СОШ №44» г. Воркуты были сделаны, когда на начальной ступени образования были внедрены портфолио у учащихся.
    Индивидуализация обучения в нашей школе прежде всего реализуется через:
       - проектную и исследовательскую деятельность;
       - через факультативы; элективные курсы;
       - предметное  обучение;
       - внеурочную деятельность.
   Педагогический коллектив  МОУ «СОШ № 44» г. Воркуты  организует деятельность  учащихся таким образом чтобы развивать общеучебные навыки. Применяются игровые  технология, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Каждому обучающемуся оказывается направляющая помощь. С детьми осуществляются индивидуальные занятия.
Желание учиться развивается в  сравнении с предыдущим результатом. Развиваются навыки самоконтроля, самостоятельности.
     Индивидуализация образования прослеживается и во внеурочной деятельности. Начиная с начальной ступени, дети с помощью классных руководителей выбирают для посещения кружки различной направленности.
     При переходе на основную ступень обучения выбор кружков внеурочной деятельности определяется способностями и склонностями самого ученика, его личной заинтересованностью в познавательной и образовательной деятельности. Учащиеся 8-х и 9-х классов  самостоятельно выбирают элективные курсы из предложенного перечня.
     Для профессионального самоопределения учащихся используются разнообразные формы внеурочной деятельности: работа с индивидуальной траекторией развития ребенка увеличила проектную и исследовательскую составляющую в деятельности педагогического коллектива. 
     Педагогический коллектив работает над построением такого образовательного процесса, который в полной мере учитывал бы индивидуальные образовательные запросы и потребности каждого обучающегося, предоставлял им оптимальные условия для получения качественного образования, реализации творческих и исследовательских запросов.
     Кадровое  обеспечение индивидуализации образования в МОУ «СОШ № 44»г. Воркуты:
       - педагоги-предметники;
       - педагог дополнительного образования;.
     В условиях сельской школы процесс индивидуализации – это важное условие развития ребенка, так как учащиеся могут реализовать свой творческий потенциал, а педагог становится для них организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения.

Подтверждающие документы к критерию№ 6:
1. Адаптированная образовательная программа
Информация МОУ «СОШ № 44» г. Воркуты об обеспечении возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
https://konkurs-schkola.ucoz.net
Профориентационная работа - http://scool44-vorkuta.ucoz.net/index/proforientacija/0-107
2. Приложение к критерию №6.