Критерий 16 Реализация комплекса мероприятий по формированию осознанного экологического поведения обучающихся

         Экологическое образование и воспитание – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. В этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности. 

 

Cхема реализации программы

 

 

 

 

 

 

 

НАША ШКОЛА АКТИВНО РЕАЛИЗУЕТ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСОЗНАННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ! КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?

          Главное, уметь убедить детей в необходимости данной работы. Показать им все плюсы от выполнения работы и минусы от оставления все как было. Начинаем с экскурсии на природу , мы отдыхаем .Затем начинается разведка.

     С красиво ухоженных мест невольно переходим к свалке бытовых отходов, ближайшей лесопосадке или лесу, а может быть просто пустырю или двору, где можно посадить аллею деревьев. Ребятам такой контраст не нравится и мы начинаем выпускать листовки-обращения и вывешиваем их на людных местах. Сами занимаемся уборкой.

 

 

 

 

 

 

На что мы способны?

     Наша школа имеет четко сформированную Программу развития, одним из приоритетных направлений программы является эколого–краеведческое воспитание и природоохранная деятельность учащихся. Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках природоведения, биологии, географии, обществознания, химии, технологии. Большая часть экологического образования приходится на внеклассную и внеурочную деятельность. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. Для экологического воспитания и образования в нашей школе применяются различные формы работы :

- поисково - исследовательские (экологический мониторинг: «Экологическое состояние почв п.Сивомаскинский», исследование эволюционных проявлений в природном окружении школы, экологическое исследование «Мусор в лесу», с последующей практической деятельностью по утилизации свалок, «Экологическое состояние воздушной среды п.Сивомаскинский», « Изучение санитарного состояния лесов и выявления причин его нарушения»

- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов о природе, фото-, видео- мате-риалы «По родным местам», поделок из природного материала )

- игровые (экологические викторины, игры, спектакли);

- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды» и др.)

- пропагандистская работа. Листовки . огромный эффект дает фотовыставка, которую мы проводим в школе, районе. Мы засняли бытовые свалки, сломанные руками человека деревья, нашу деятельность по охране природы и просто красивые места нашего края. Таким образом, мы показали, что человек может потерять, не задумываясь о последствиях своей деятельности, и как мы пытаемся это сохранить. Снимаем фильмы о последствиях пребывания человека на природе. Кроме этого мы проводим конкурс экологических плакатов, работаем с малышами, с природными материалами в мастерской "Природа и фантазия". Но главное, мы учим младших школьников правильно вести себя в лесу, на реке, на лугу, чтобы не причинять вреда природе. Знакомим их с растениями, занесенными в Красную книгу. И, конечно, метод убеждения нужно сочетать с личным примером. Если мы идем с детьми в поход, то делаем все именно так, как мы их учили. Да и учить их лучше в лесу, у костра.

- продуктивные (озеленение школьных рекреаций, озеленение села, деревни, уборка территории лесов лесопарковой зоны, очистка и благоустройство родников, организация трудовых десантов по уборке своих дворов от бытового мусора)Такая работа проводится экологическим отрядами. В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической работы в школе за прошедший учебный год была проделана следующая работа:

1. Ежемесячно проводили экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории. Мусор. Это бич наших домов, лесов и рек. После человека остается огромное количество мусора. Поэтому на всех оборудованных тур. стоянках мы копаем для него ямы. Собираем мусор на загрязненных человеком участках леса и закапываем его, если нет возможности вынести для утилизации. Во многих местах частого посещения людьми установлены специальные контейнеры для мусора, это немного облегчит работу. Может быть, это не очень интересное дело, но зато очень конкретное и важное. И не надо забывать, что от такой же проблемы страдают наши леса и дворы.

2. Занимаемся озеленением. школьного двора и дворов близлежащих домов, а также самой школы . Чтобы достать саженцы прореживаем дикую поросль в лесу ,а также выкапываем березы. 

 

Провели в школе:

- Конкурс экологических знаков “Берегите землю”

- Конкурс плакатов – призывов “Живой мир ждет твоей помощи”,

- Принимали участие в акции «Они из Красной Книги», Каждую весну мы печатаем листовку под названием "Внимание, первоцветы". В ней мы объясняем людям, что многие из этих цветов занесены в Красную книгу и находятся на грани истребления. Просим их сохранить цветы в лесу, а не нести их домой. Надо сказать, что к нашим листовкам даже коммерческие структуры относятся с уважением и не срывают их с дверей своих магазинов, чего нельзя сказать о других объявлениях. Подобные листовки, но уже по поводу сохранения елей в лесу мы расклеиваем перед Новым годом.

 - Проводим праздники «Земли»

    В нашей школе под руководством учителя начальных классов Алексеевой Лилии Васильевны реализуется проект «Что можно сделать из мусора?» В рамках этого проекта были проведены следующие мероприятия: Сбор упаковочного материала, ролевая игра «Суд над мусором!», классный час «Мусор – это серьезно!», акция «Чистая улица», изготовление поделок из бросового материала, акция «Чистая улица», изготовление поделок из бросового материала, изготовление рекламных листочков «Мусорное дело», создание презентации о загрязнении окружающей среды и её защита (см.приложение)

 

     Также в школе реализуется Экологический проект:«Мусор городу не к лицу!» (см.презентацию).

     В школе №44 была прошла неделя экологии. В рамках недели экологии были проведены следующие мероприятия:
       1)Брейн-ринг «Путешествие в страну ЭКОЛОГИЯ», целью которого было сообщить детям наиболее интересные сведения об окружающем их мире, способствовать развитию эстетического воспитания, закрепить и расширить знания по биологии, развивать внимание, сообразительность, умение работать в коллективе.

       2) Занятие - путешествие  по экологии Республики Коми «За горами, за лесами,
за широкими полями…», задачами которого выступали формирование экологического сознания, воспитание экологической культуры, чувства ответственности, а также рационального и бережного отношения к использованию природных ресурсов и развитие потребности лично участвовать в природоохранной деятельности, в том числе и в пропаганде знаний в области охраны окружающей среды.

       3) КВН "Знай, люби и береги природу"

       4) Стендовая презентация проекта

       5)Акция "Здоровое питание - активное долголетие". Ретота Владислав, лидер школы, провел урок на тему "Я то, что я ем."  Эта тема для ребят была очень интересна и они с удовольствием общались и узнавали новое. Также дети посмотрели фильм «Самые вредные продукты»,из которого узнали о способах приготовления популярных вредных продуктов и об их составе, а именно о чипсах и Coca-cola; о чрезмерном употреблении соли и сахара. Научились рассчитывать индекс массы тела. В конце урока ребята получили домашнее задание 
От проведения начального этапа акции "Здоровое питание-активное долголетие" у всех остались хорошие впечатления. (https://vk.com/public180245711)

       6)Урок «Вода- основа здорового питания» для учащихся начальной школы провели Хозяинов Арсений и Гришукова Вероника - участники акции «Здоровое питание - активное долголетие». 
В ходе занятия ребята узнали о полезных свойствах воды, о ее физических и химических свойствах.О ТОМ,КАК И ПОЧЕМУ НУЖНО БЕРЕЧЬ ВОДУ. Проводили опыты, отвечали на вопросы.

Конечные результаты природоохранной деятельности :

       1.Становление и развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле.

       2.Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними

       3.Формирование экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу

 

Подтверждающие документы к критерию № 16:
1. Приложение