Критерий 2 Организация деятельности школы как субъекта социальной, политической и экономической жизни населённого пункта (участие школы в определении приоритетов развития села, района, реализации программ и проектов социального партнерства школы с органами власти, учреждениями культуры, спорта и профессионального образования, бизнеса, общественными организациями, в том числе по профориентации обучающихся)

 

Вновь за окошком
Тихая осень.
Тает в тумане
Косяк журавлей.
Память невольно нас
В детство уносит,
К первому шагу
До школьных дверей.

      Эти стихотворные строки орловского поэта А.Титова возвращают нас в далёкое прошлое. Дают возможность почувствовать себя маленьким «первоклашкой» перед неизведанной школьной дорогой. Солнечное утро, добрые и немного строгие глаза первого учителя, школа: светлая, таинственная (сельская школа). Могла ли я подумать, что через много лет вновь буду ощущать подобное чувство, когда порог школы переступают мои ученики. Переступают, не зная тех трудностей и проблем, с которыми они, вместе со своими учителями, столкнутся, обучаясь в современной российской школе.
      Школа на селе: её ругают, умиляются ею, жалеют. Но что же на самом деле означает школа для села? Все, отвечающие на этот вопрос – будь - то учёные – исследователи, руководители всех уровней или сами селяне - обычно единодушны: сельская школа – это сейчас единственный социо- культурный очаг, удерживающий поселок от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле.
      Трудно поверить, что раньше школы были переполнены. Что изменилось с тех пор? Многое. Но проблемы остались, изменились их причины. Страшное слово «малокомплектная» сейчас звучит всё чаще и чаще. Молодое трудоспособное население покидает поселок. А так как кризис больнее всего ударил по селу, поселок прочно увяз в трясине безвыходности и безысходности. К этой проблеме прибавилась ещё и экономическая - финансирование. Времена, когда директор школы закупал всё, что попадалось под руку, используя в конце года остатки годового бюджета, давно канули в Лету.
      Все перечисленные трудности тормозят развитие школы, но, несмотря на них, школа должна жить и развиваться. И мы все вместе ищем выходы из создавшегося положения. А ведь самая важная ступенька к выживанию – развитие.
      Наша школа сегодня – это центр поселка, лицо поселка, его душа. В школе работают преданные своему делу учителя. Функции её постоянно расширяются. На базе нашей школы организовано питание учащихся, ведутся кружки. Школа становится культурным центром. Ведь в школе организуется досуг детей, молодёжи, взрослых, проводятся турпоходы и экскурсии, семейные состязания. Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет (во всяком случае сильно влияет – это точно) на жизнь поселка, где расположена, а, следовательно, и на жизнь сельского населения. Поэтому школа не может отставать без изменений.
      Всякое общество начинается со школы, и ею же оно и заканчивается. Возвышается школа – поднимается общество. Сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития производства и стабилизации социальной жизни поселка. Она формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, морали.
       В целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.
    В основе деятельности нашей школы лежат три методологических принципа: открытости (функционирование школы в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами), единства практической и исследовательской деятельности, равноценности всех видов педагогической деятельности - воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психологической помощи детям. Каждый из этих видов деятельности требует кадрового обеспечения.
     Под миссией нашей школы мы понимаем философскую, социально-педагогическую доктрину, согласно которой традиционно высокий статус сельской школы определяется многими факторами:
          - экономическими: сельская школа - кузница кадров для производства;
          - социальными: сельская школа — общество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов;
          - образовательными: сельская школа - единственное образовательное учреждение в поселке;
          - культурными: сельская школа — сосредоточение сельской интеллигенции, культурной силы поселка;
         - нравственными: сельская школа — духовный очаг жизни поселка.
     Миссия нашей школы может быть реализована только через условия, предъявляемые ребенком, социумом, воспитательным пространством.
     Воспитательный потенциал сельской школы как единственного образовательного социокультурного института поселка, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села.
     Традиционная, исторически обусловленная социокультурная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.
     В сельской глубинке, где школа остается единственным культуроформирующим центром, родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу, без которой процесс социального реформирования окажется лишь благим пожеланием власти.
     Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом. Социальное неблагополучие сельского социума, негативно влияющее на процесс воспитания и обучения ребенка, создает предпосылки для активного участия школы в работе по улучшению социальных условий проживания людей. В современном социуме отдаленных поселений центр сельской жизни переместился в школу. Сегодня в школе получают помощь и защиту и взрослые, и дети. И трудно переоценить роль школы в развертывании социально-педагогической работы с молодежью, семьями, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса села.
     В контексте социально-культурного развития села школа выполняет и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни); информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям); организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности).
     Школа и сегодня остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Несмотря на сложное положение школы и учителя, она не утратила созидающего характера своей деятельности. И эту ее миссию – быть проводником культурной политики в поселке – следует ценить превыше всего. Исторический и современный опыт функционирования российской сельской школы позволяют сделать вывод: стать фактором социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может лишь при создании определенных условий.
     Школа является одной из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы поселка, так как в содержании ее деятельности приоритетными являются:
          – воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к труду;
          – формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, религиозно-нравственных, демократических ценностей;
          – вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в социуме;
          – подготовка учащихся к труду в условиях многоукладной экономики;
          – формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;
          – организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;
          – выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;
          – предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.
     Школа ведет постоянный и заинтересованный диалог с родителями (законными представителями), видя в них первых и самых важных своих союзников. В нашей школе, благодаря активной поддержке родителей (законных представителей), в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий. При помощи родителей проводится косметический ремонт кабинетов, приобретается недостающая учебная литература. С целью информирования родителей о жизни школы и успехах детей проводятся родительские собрания. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы.
     За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются следующие:
          - сложились традиции школы; (день пожилого человека, наша дружная семья, спортивная семья, состязания между родителями и детьми)
          - происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач воспитания;
     В течении многих лет наша школа участвует в субботниках, занимается уборкой территории не только школьного двора, но и поселка, мы работали под девизом - «Мы хотим жить в чистом поселке»
     Продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы. Большое педагогическое значение здесь имеют совместные дела, помогающие устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.
     Школа – это жизнь… для каждого учащегося во всех сферах школьной жизнедеятельности: в системе урочных занятий, общественно-полезной ученической деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, отдыхе – самая настоящая жизнь, со всеми удачами и неудачами, горестями и радостями ... При такой установке все меняется: и отношение учителя, и отношение родителей, и отношение учащихся. От родителей, учителей, общества, в конце концов, зависит – вырастить личность, активно работающую в меру своих сил и способностей на благо этого же общества.
Здесь корни страны,                                                     Алый отблеск восхода
Здесь истоки народа,                                                    И купол небес ослепительно синий,
Снегов белизна,                                                             И сельская школа – надежда России.

     Школа – это часть социальной системы пст. Сивомаскинский и её жизнедеятельность в значительной мере обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения. В то же время школа  посредством своей деятельности активно влияет на свою окружающую среду, т.е. выступает как система адаптивная и одновременно адаптирующаяся.
     На прилегающей к школе территории нет объектов социально-культурной  и спортивной сферы. Школа является социокультурным центром поселка.
     Здесь учащиеся получают разностороннее развитие своих способностей, формируется их нравственный облик.  Здесь они готовятся к будущей жизни, при-обретают практические навыки.  Традиционно учащиеся школы принимают участие в подготовке и  проведении совместных мероприятий с администрацией поселка: День знаний, День пожилого человека, День учителя, День Матери, Новогодний бал, Рождественские встречи, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы (шествие бессмертного полка), Последний звонок, Деть защиты детей. 
Дети являются читателями поселковой библиотеки, участниками литературных гостиных и читательских конференций. 
     Проблему преемственности решает сотрудничество школы и дошкольной разновозрастной группы, являющейся структурным подразделением МОУ «СОШ № 44. Г. Воркуты.  Педагоги школы и  воспитатели дошкольной группы работают совместно над проблемой преемственности в обучении, в подготовке детей к школе. В школе организованы занятия подготовки и адаптации будущих первоклассников,  проводятся диагностические исследования будущих школьников, даются рекомендации родителям (законным представителям). Воспитатели дошкольной группы  приглашаются на открытые уроки в начальную школу. Сотрудничество идет и на детском уровне. Ребята проводят различные акции, помогая дошкольной группе  (постройка снежной горки для воспитанников д/г, операция «Подари игрушку» и др.) и помогают в подготовке и проведении праздников и утренников «Новогодняя сказка», «Поздравляем наших мам», «Проводы в школу». 
     В настоящее время становится всё более очевидным, что решение задач воспитания и обучения, решение проблем социальной жизни ребёнка возможно только при объединении усилий школы, семьи и общественности. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией и совершенствованием процесса взаимодействия педагогов, детей, родителей (законных представителей) и общественности. Семья и школа являются партнерами в воспитательной работе. Родители – своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в жизни школы. Для этого проводится повышение психолого-педагогических знаний родителей через родительский педагогический всеобуч, а также собрания (диспуты, лектории, круглые столы и другие). Данная система направлена на усиление воспитательного потенциала семьи и ее привлечение к воспитанию детей класса и школы.  
     Мы понимаем, что ведущими принципами развития жизни сельской школы внутри социума должны стать открытость воспитательной системы школы, солидарность детства и взрослости, социальность проектов, которые позволяют каждому ученику в той или иной форме внешкольной деятельности пройти различные варианты социальной практики, сформировать социально-компетентное поведение. Наладив сотрудничество со всеми объектами социального окружения и проводя совместную работу, мы, к сожалению, не достигли предполагаемого результата  – создания социально-педагогического комплекса на селе. Но мы пришли к другому результату –  позитивному диалогу школы и социума. Такая система сотрудничества, когда инициатором социокультурных отношений выступает школа, кажется на данном этапе наиболее эффективной. Эти отношения лягут в основу нового проекта – программы воспитательной работы на  2018 – 2023 годы. 
    А потому для нашей школы перспективной и важной линией воспитания остаётся объединение вокруг школы социально значимых объектов, их сотрудничество и позитивное влияние на подростков.

Подтверждающие документы к критерию № 2:
1. Договор с ФАПом;
2. Договор между Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Воркуты и Муниципальным общеобразовательным учреждением  «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Воркуты о взаимодействии по обеспечению реализации пилотного проекта «Организация дистанционного обучения обучающихся малокомплектных школ в 2018-2019 учебном году»
3. Фотоотчет.