Критерий 12 Реализация в образовательном процессе этнокультурной составляющей образовательного процесса

 

     Как известно, ценя и зная прошлое родного края и бережно относясь к настоящему, можно творить будущее. Образованный человек интересуется историей и культурной традицией.

     У него сформированы культурные потребности: осмысленной деятельности, высшим духовным началам, стремление к нравственности. Он чувствует принадлежность к определенной культуре и этносу. Изучение этнокультурных явлений — это необходимое условие, которое способствует развитию этнокультурного образования. Большая роль для развития этнокультурного образования возложена на учебные заведения. Так как важнейшим транслятором национальной и мировой культуры являются  образовательные учреждения. Этнокультурное воспитание — это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.
     Основой этнокультурного образования является освоение этнической культуры коми народа в диалоге с культурами русского и иных этносов, проживающих в Республике Коми, в целях формирования у учащихся представления об их месте в отечественной и мировой культуре, формирования адекватной модели поведения в полиэтнической среде.
     Содержательную сторону этнокультурного образования определяет феномен этнической культуры коми народа, представляющий собой совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса. Этно-культурное образование представляет собой многоуровневую разветвленную систему, фундаментом которой является гуманитарное
образование, предполагающее изучение коми языка как одного из государственных Республики Коми всеми обучающимися, проживающими на территории Республики
     Таким образом ,цели, задачи, содержание, технологии этнокультурного образования ориентированы на развитие и социализацию личности в целях формирования позитивной самоидентичности, диалогового мышления и толерантности, присвоения ценностей патриотизма, гражданственности, гуманизма.
      Школа является социокультурным центром населенного пункта, обладая:
       1) профессиональными кадрами, целенаправленно занимающимися воспитанием и обучением детей;
       2) техническим и информационным потенциалом, позволяющим реализовывать образовательные программы и охватывать своей работой  большую часть  населения микрорайона.
     Для обучающихся, для которых коми язык является не родным языком, в МОУ «СОШ№44»г. Воркуты  введен курс «Литература Республики Коми», «Экология Коми» в  10 и 11 классах. Учебный план  школы составлен в соответствии с корректированным планом. Идёт преподавание английского языка и физической культуры по БУП. В 5 классе преподается немецкий язык,  2-8 классы идет преподавание факультативного курса  Коми языка. Развитие этнокультурного образования продолжается в системе дополнительного образования.
      В системе дополнительного образования школы занимаются  97% учащихся, объединенных в  кружки и секции:
       - кружки: «Очумелые ручки», «Театр», «Чудеса своими руками», «Я-исследователь»;
       -спортивные кружки и  секции по баскетболу ,волейбол, футбол, настольный теннис, шахматы.
     Система дополнительного образования детей должна обеспечить развитие интересов и способностей обучающихся на основе свободного выбора деятельности, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов. При этом они обладают высокой степенью свободы, вариативностью и пластичностью, и максимально открыты для формирования этнокультурной воспитанности обучающихся на основе национальных традиций. Этнокультурное воспитание детей, решая образовательные приобщения обучающихся к культуре коми народа, формируя толерантное отношение к культурам других национальностей, способствуя единению российского государства, представляет важное направление в содержании образовательно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, располагающими для этого особыми возможностями. 
     Перспективным средством реализации этнокультурного содержания общего образования в условиях ФГОС является внеурочная деятельность. Организация учебных занятий в этом направлении формируется с учетом пожеланий школьников, их родителей и осуществляется посредствам различных форм организации, отличных от классно-урочной системы обучения (экскурсии, кружки, секции, школьные  общества и др.). Внеурочная деятельность может включать в себя коллективную и индивидуальную проектно-исследовательскую, историко-краеведческую и поисково-музейную деятельность обучающихся. Эта деятельность направлена на ознакомление с культурно-историческими, этнографическими, природно-экономическими и духовно-нравственными особенностями региона, о его «духовных» маяках в области литературы, языка, живописи, музыки, театра, изучение отдельных произведений местных авторов с привлечением сведений по теории литературы и краеведению, формирование представлений о многообразии этнических культур, воспитании толерантного отношения к национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в политэтнической среде. В целом же реализация регионального компонента образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, проживающих в регионе, обладание коммуникативными компетентностями, которые предполагают этническую, конфессиональную, культурную терпимость, толерантность.
      Особое место в системе работы этнокультурного центра занимает  музей  «Помнить прошлое ради будущего»- духовный центр  общеобразовательной школы. Музей рассказывает об истории школы, о ее учениках и учителях. Музей является своеобразным профориентационным центром, рассказывая о лучших людях села, об именитых выпускниках школы и их профессиях.
     Реализация этнокультурной направленности образования позволяет:
       - сформировать региональное содержание образования и воспитания;
       - обеспечить применение русского и коми языков в качестве государственных языков обучения и воспитания;
       - обеспечить трансляцию коми культуры в условиях диалога культурами других народов, проживающих в республике;
       - обеспечить реализацию права личности на изучение коми языка в статусе родного, овладения духовными ценностями и культурой коми народа;
       - создать условия для достижения гражданского согласия, духовной консолидации народов, проживающих на территории Республики Коми.