Критерий 15 Создание условий для здоровьесберегающей образовательной среды

Организация учебного процесса в МОУ «СОШ №44» г. Воркуты направлена на создание условий для здоровьесберегающей образовательной среды

1.Общая продолжительность учебного года:
     1 класс – 33 недели
     2 -4 классы – 34 недели
Итого по уровню образования – 33/34 недели
     5-7 классы – 35 недель
     8 класс – 36 недель

     9 класс – 34 недели
Итого по уровню образования – 34/35/36 недель
     10 класс – 36 недель
     11 класс – 34 недели
Итого по уровню образования – 34/36 недель
2. Продолжительность рабочей недели:
     уровень начального общего образования (1 класс) – 5 -дневная рабочая неделя
     уровень начального общего образования (2- 4 классы) - 6 - дневная рабочая неделя
     уровень основного общего образования (5-9 классы) - 6 - дневная рабочая неделя
     уровень среднего общего образования (10-11 классы) - 6 - дневная рабочая неделя

Начало и окончание учебных занятий

День недели Начало занятий (время) Окончание занятий (время)
Понедельник 8.30 14.10
Вторник 8.30 14.10
Среда 8.30 14.10
Четверг 8.30 14.10
Пятница 8.30 14.10
Суббота 8.30 14.10

3. Расписание звонков 
Продолжительность уроков: 
     1  класс (в сентябре, октябре) - по 3 урока в день по 35 минут каждый, 
                     в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; 
                    январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый); 
     2 - 11 классы – 45 минут. 
Режим учебных занятий  
     1  класс (сентябрь, октябрь) (Приложение 15.1)

  Начало (время) Окончание (время) Перемена (продолжительность)
1 урок 8.30 9.05 20 минут
2 урок 9.25 10.00 30 минут
3 урок 10.30 11.05  

1 класс (ноябрь, декабрь)

1 урок 8.30 9.05 20 минут
2 урок 9.25 10.00 30 минут
3 урок 10.30 11.05 30 минут
4 урок 11.35 12.10  

1 класс (январь, май)

1 урок 8.30 9.10 15 минут
2 урок 9.25 10.05 25 минут
3 урок 10.30 11.10 25 минут
4 урок 11.35 12.15  

2-11 классы

  Начало (время) Окончание (время) перемена (продолжительность)
1 урок 8.30 9.15 10 минут
2 урок 9.25 10.10 20 минут
3 урок 10.30 11.15 20 минут
4 урок 11.35 12.20 10 минут
5 урок 12.30 13.15 10 минут
6 урок 13.25 14.10  

4. Организация питания.
     Питание организовано на больших (20 -минутных) переменах: после 2 урока для учащихся 1-4 классов, 5, 6 классов;  после 3 урока — для учащихся 7-11 классов.
     На уроках учителя используют следующие здоровьесберегающие технологии:
     Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) - соблюдение правил ТБ на уроках и переменах.
     Организационно-педагогические технологии (ОПТ) - построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих прtдотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
     Психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников - учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся; создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе; минутки для шутки; релаксационные паузы.
     Учебно-воспитательные технологии (УВТ), включают вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению ЗОЖ, предупреждению вредных привычек - технология сотрудничества, групповые технологии, интерактивные игровые технологии, педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.
     Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) - физкультминутки, смена видов деятельности, аэрация воздуха.
    Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных отношений с природой - обустройство школьной территории, зеленые растения в классе, участие в природоохранных мероприятиях. (Приложение 15.2)
     Составляющие, которые использует учителя для обеспечения здоровьесберегающего урока.
     1. Использование элементарной диагностики утомляемости учащихся: сравнительный анализ выражения лиц школьников, наблюдение за уровнем нервного возбуждения класса, оценка времени выполнения учениками определенного вида учебной работы, слежение за интонацией отвечающих.
     2.Снижение утомления школьников: применение дидактических игр, включение в урок физкультминуток, эмоциональная передача содержания учебного материала, использование юмора и т.д.
     3. Создание благоприятного психологического климата: включение учеников в учебную дискуссию, доступность и преемственность информации, использование оптимального количества неизвестных ученикам понятий, включение в учебный процесс жизненного опыта учащихся, определение условий для "ситуации успеха" на уроке и т.д.
     4.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения: использование соответствующих педагогических технологий, наличие карточек с уровневыми заданиями, построение мотивационных линий урока и т.д.
     5.Выполнение санитарно-гигиенических условий: следование норм освещения, влажности, температуры, организация динамической перемены.
Во внеурочной деятельности  используются следующие здоровьесберегающие технологии:
     1.Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая включает в себя: 
       мероприятия по изучению и повторению правил дорожного движения; 
       мероприятия по изучению и повторению правил пожарной безопасности;
      мероприятия по безопасности на водных объектах, во время гололеда, по ГО и ЧС, антитеррористической защищенности.
       классные часы, игры, викторины, беседы, тренировочные эвакуации,  способствуют профилактике детского травматизма. 
     2. Экологические здоровьесберегающие технологии.
     Экология сегодня – это не только биологическая наука о связях организмов с окружающей средой, но и практика выживания человечества в условиях экологического кризиса и надвигающейся экологической катастрофы. Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
     Традиционными в работе учителей стали: творческие конкурсы, экологические праздники,  акции, десанты, интеллектуально-познавательные игры,  создание экологических видеофильмов.
     Благодаря целенаправленной систематической работе по экологическому воспитанию у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменились мотивация поступков в природе, экологическая культура, а также интересы учащихся.    ( Приложение 15.3)
     3. Физкультурно-оздоровительные технологии.
     Направлены на физическое развитие учащихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Данные технологии реализуются внеурочной физкультурно-массовой оздоровительной деятельностью, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Внеклассные занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени учащихся и увеличения их двигательной активности. 
     В дни осенних, зимних и весенних каникул проводятся походы, лыжные про-гулки, экскурсии.
     4. Учебно-воспитательные технологии.
     Важным аспектом при проведении занятий во внеурочное время является психологический комфорт школьников: доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция руководителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление. Вот далеко не весь арсенал, который используют учителя для раскрытия способностей каждого ребенка. 
     На  занятиях кружка  «Экология и здоровье» учащиеся знакомятся с лекарственными и ядовитыми растениями, с приемами первой помощи при отравлениях рассматриваются темы: «Режим дня», «Гигиена тела», «Как ты заботишься о своём здоровье», «Что ты ешь». В классе создается «Музей здоровья».  (Приложение 15.4)
     На занятиях внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» изучаются свойства продуктов, правила питания. Учащиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них. 
     Тематика бесед на классных часах разнообразна. Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. (Приложение 15.5)
     Таким образом, система внеурочной занятости детей направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной.
     Комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья,  даёт возможность детям и родителям получать знания в доступной форме. 
     Благодаря созданию условий для  здоровьесберегающей образовательной среды удается  обеспечить:
       1. Регулярные занятия физической культурой и спортом;
       2. Увеличить объём двигательной активности детей; 
       3.Сформировать у учащихся устойчивый интерес к сохранению и укреплению здоровья; 
       4.Обеспечить рост мотивации к ведению здорового образа жизни; 
       5.Активизировать помощь родителей и общественности

Подтверждающие документы к критерию № 15:
1. Режим дня, расписание уроков и внеурочной деятельности 1 класса МОУ «СОШ №44» г. Воркуты.
2. Конспект урока окружающего мира по учебнику «Окружающий мир»  3 класс.
3. Природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники природы».
4. Программа «Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительное направление Программа кружка «Экология и здоровье» для учащихся 11-12 лет».
5. Классный час на тему «Здоровый образ жизни».