Критерий 17 Реализация гражданско-патриотического направления в деятельности школы

 

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

     Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Гражданско – патриотическое воспитание является составной частью процесса и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса.
     Целью  гражданско-патриотического воспитания в нашей школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
     Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
       - повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
       - развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
       - формирование у учащихся ответственности, гражданской  активности, стремления к самореализации;
       - формирование чувства гражданского долга;
       - формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
     Для успешной реализации направления по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:
       - в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
       - функционирует система дополнительного образования;
       - разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
       - развивается музейная работа школы; 
       - развивается школьное ученическое самоуправление;
       - используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
     Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
     В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия.
  Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.
     На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на  соответствующих формах воспитательной работы: 
       - Тематические классные часы с учетом возрастных особенностей;
       - Проведение экскурсий и посещение краеведческого музея города, выставочного центра;
      - Общешкольные праздники и мероприятия патриотической направленности (конкурсы рисунков, беседы, встречи
с интересными людьми);
       - мероприятия в рамках акции «Вахта памяти» - благотворительная ярмарка «Дети мира – детям войны», спортивное мероприятие «Лыжня Победы», «Георгиевская ленточка», акция «Подарок ветерану»;
       - волонтёрское движение «Волонтёры МОУ «СОШ №44» г. Воркуты»; 
       - Встречи с тружениками тыла, детьми войны.
Гражданско-патриотическое направление  2016-2017 г.
     Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.  За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой»  школы: «День знаний», «День здоровья», «День учителя», Новогодние ёлки, «День защитников Отечества», «День Матери», День героя Отечества, «Лыжня Победы», «День Победы», «Масленица» и завершают учебный год торжественная линейка «Последний звонок».     Нравственность, духовность - основа личности. Педагогическим коллективом проведен ряд тематических классных часов, занятий-тренингов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся «День толерантности», линейка, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом «Трагедия Беслана» (1-11), акция «Мы - против терроризма!», «День толерантности», День соседей.
Общешкольные мероприятия, посвященные Дню знаний, Дню пожилого человека (День добра и уважения, акция «Поздравь ветерана»), Дню матери, Дню Учителя, несут радость, тепло, поддерживают в детях оптимизм, воспитывают  дружелюбие. Все проведенные мероприятия носят ценностное формирование морали и этики, духовного отношения к школьному коллективу и односельчанам.
     Месячник военно-патриотического воспитания в школе, посвященный Дню защитников Отечества и проводимый в нашей школе ежегодно, включил в себя соревнования по волейболу, концертную программу «Аты - баты шли солдаты!», конкурс-представление рисунков, спортивные соревнования, просмотр и обсуждение фильма «Сталинград». Все эти мероприятия очень важны для поколения, не знавшего войны, каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашего государства наполнен особым смыслом, что во многом способствует гражданскому и нравственному становлению личности.
     К празднику 23 февраля в каждом классе было организовано открытое общешкольное мероприятие - единый классный час «Героям Отечества – Слава!» с защитой презентаций «Есть такая профессия – Родину защищать».
     Кроме общешкольных мероприятий, классные руководители проводили работу по данному направлению классные часы: в 10-классе - «Честь имею!», 9-8 класс – «Песни о войне». в 7-8 классах -  «Будущее России за защитниками Отечества», в 1 – 4  «Дети блокадного Ленинграда».
     В рамках месячника гражданско-патриотического воспитания по инициативе Городского совета школьников с 01 по 8 февраля в школе прошла акция «Письмо солдату!». Были отправлены письма с поздравлениями ребятам, служащим в рядах российской армии.
     Школьный коллектив не стоял в стороне от памятных событий города и республики. Воспитывающий характер носили мероприятия, посвященные 72 – годовщине Победы, которые способствовали воспитанию у учащихся любви к Родине, гордости и уважения к старшему поколению. Согласно плана, прошел месячник «Вахта памяти» в ходе, которой были проведены: «Лыжня Победы - 2017» (Приложение №17.5), благотворительная ярмарка «Дети мира – героям войны», выставка рисунков «Битвы Великой Отечественной войны», оформлен стенд «Не забывайте грозные года!», тематические классные часы «Герои России», праздничный концерт «День Победы!». Ярким и запоминающимся событием этого учебного года стало шествие «Бессмертный полк», организованное школой совместно с администрацией посёлка Сивомаскинский. Ученический, педагогический коллектив - активные участники и инициаторы многих мероприятий и акций не только в ОУ, но и на территории посёлка.
Гражданско-патриотическое направление  2017-2018 г.
     Значительный педагогический ресурс в системе историко-патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная проектная деятельность учащихся на базе школьного музея, в котором активно работают учащиеся.   Данная деятельность позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладевать навыками работы с различными источниками информации. Ценно и то, что проектная деятельность позволяет объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую, исследовательскую деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых. Например, «Моя родословная» детям было дано задание – просмотреть семейные альбомы, найти фотографии военных лет и попросить старших рассказать о них. Были подготовлены проекты: «Мой прадед-фронтовик», «Эхо далекой войны» и др. Достойно проходят ежегодно Уроки мужества, доблести и славы, спортивное соревнование команд мальчиков к 23 февраля
     В 2017 году отмечалось 100-летие революции 1917 года в России к этой дате проведет тематический информационный час «Дорогами революции». Интересен по форме проведения и День космонавтики.
     Проводимая  работа в школы, позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачей педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, классу, поселку; развитие интереса к национальным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; знакомство детей с символами республики государства: герб, флаг, гимн; и понимание их значения и символики. Проводятся классные часы «Символика России и Республики Коми» и др. Все мероприятия проводятся в рамках подготовки празднования 100-летия Республики Коми и Года культуры в Республике.
Гражданско-патриотическое направление  2018-2019 г.
     Одной из главных целей в воспитательной деятельности нашей школы остаётся воспитание гражданско-патриотических качеств у школьников. Для реализации этой цели систематически организуются мероприятия, несущие гражданско - патриотическую направленность. Работа по направлению ведётся через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, географии, обществознания, ОБЖ, классные часы «Конституция РФ – главная книга государства», «Государственная символика». Были проведены тематические классные часы к 75-ти летию г. Воркуты, 100 –летию Республики Коми,  ко Дню  героя Отечества.  Школа разработала план месячника по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, направленный на формирование у подрастающего поколения любви к своей Родине, отчему дому. План мероприятий предусматривал решение следующих задач:
       - формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота России; 
       - создание условий для духовного и физического развития, повышение уровня физической подготовки подростков и юношей;
       - воспитывать стремление к сохранению и приумножению военного, исторического и культурного наследия.


План
месячника гражданско-патриотического воспитания
в МОУ «СОШ №44» г. Воркуты

 

     Кроме общешкольных мероприятий, классные руководители проводили работу по данному направлению классные часы:

       в 11-классе - «Памяти павших, посвящается!»;

      в 9-10 класс – классный час «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»;

       в 7-8 классах - классный час «Мы о войне стихами говорим»;

       в 1 – 4 классах – конкурсная программа «Рыцарский турнир».

     Патриотическому воспитанию в школе уделяется большое внимание. Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к себе у младших школьников дает положительные результаты. Любознательность, трудолюбие практически остаются стабильными у младших школьников, что является показателем успешности воспитательной работы. У старшеклассников повышается чувство ответственности за свою страну, любовь к Отечеству, в школьном коллективе терпимо относятся к учащимся другой национальности. Школьный коллектив не стоял в стороне от памятных событий посёлка, города, республики, страны. Воспитывающий характер носили мероприятия, посвященные 74 – годовщине Победы, которые способствовали воспитанию у учащихся любви к Родине, гордости и уважения к старшему поколению.

План мероприятий к празднованию 74 годовщины Победы в Великой Отечественной войне

 

 

     Ярким и запоминающимся событием в нашем посёлке становится традиционное шествие «Бессмертный полк», организованное школой совместно с администрацией посёлка Сивомаскинский. Все мероприятия очень важны для поколения, не знавшего войны, каждое со-прикосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашего государства наполнен особым смыслом, что во многом способствует гражданскому и нравственному становлению личности.

Подтверждающие документы к критерию 17:

1.Тематика классных часов и бесед патриотической направленности для учащихся 1-11 классов школы

2.План по подготовке и проведению празднования 100-летия образования Республики Коми в МОУ «СОШ №44» г. Воркуты в 2017-2018 уч. году

3. Фототчет

4. Материалы на школьном сайте http://scool44-vorkuta.ucoz.net/