Критерий 13 Наличие возможности получения качественного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

 

Ребёнок, словно чистый лист бумаги, 
Неосторожно не сомни его судьбу.
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу!

     Задача обеспечения равенства возможности детей в получении качественного образования, независимо от состояния здоровья, является одной из приоритетных задач образования на современном этапе. Школа призвана обеспечить образовательную успешность, повысить жизненные шансы каждого ученика. Поэтому миссия нашего общеобразовательного учреждения – создать реальные условия для обучения и воспитания всех учащихся: мотивированных на обучение, нуждающихся в коррекции развития, социальной адаптации, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социализация, введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями здоровья является первоочередной задачей школы. 
     Работа  МОУ «СОШ № 44» г. Воркуты строится на таких основных принципах: все дети должны учиться вместе, независимо от их физических возможностей и проблем со здоровьем; педагоги обязаны помочь учащимся выбрать сферу профессиональной деятельности в будущем, чтобы дети-инвалиды и дети с ОВЗ были востребованы и успешны в жизни.
     Для деятельности педагогического коллектива по инклюзивному обучению детей - инвалидов и их успешной социализации в обществе в МОУ «СОШ № 44» г. Воркуты решаются следующие задачи:
       - Создание системы воспитания толерантности в сознании подрастающего поколения;
       - Создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
       - Обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
       - Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
       - Сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
       - Совершенствование системы кадрового обеспечения.


НАШИ УЧАЩИЕСЯ


       В  2017 – 2018 учебном году в МОУ «СОШ № 44»  г. Воркуты по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования обучается 1 ребенок  с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 3,03% всего контингента обучающихся.  
    В нашей  школе создан весь комплекс условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ: организационные, организационно-педагогические, психолого- педагогические, кадровые, информационные и материально-технические. Они способствуют успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья и освоению ими образовательной программы. Педагоги применяют индивидуальный подход к каждому ученику, совершенствуют формы обучения и социализации детей-инвалидов. Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. 


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ


     Организационные условия включают нормативно-правовое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, организацию горячего питания, взаимодействие с родителями (законными представителями), осуществление управления инклюзивным образованием.
     Нормативно-правовую основу, регламентирующую  соблюдение законодательства в области образования при создании условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, составляют следующие школьные документы:
      - Порядок регламентации и оформления отношений МОУ «СОШ № 44» г. Воркуты  и родителей (законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части  организации обучения по основным общеобразовательным программам на дом, утвержденный приказом директора от 31.08.2017 №208 ;
       - Положение о реализации права учащихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, МОУ «СОШ №44» г. Воркуты,  утвержденное приказом директора от 31.08.2017 № 208;
       - Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, утвержденное приказом директора от 01.09.2014 № 197;
       - Адаптированная образовательная  программа  для обучающихся с ОВЗ и дeтей-инвалидов, утвержденная приказом директора от 01.09.2015 № 327.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


     Организационно-педагогические условия реализации адаптированной образовательной программы включают программно-методическое сопровождение, формы и методы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, вариативные формы получения образования.
     В работе с детьми с ОВЗ используются различные модели интеграции:
       - комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем развития, соответствующим или близким к возрастной норме, обучаются в общеобразовательных классах,  получая постоянную коррекционную помощь учителей, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога и других специалистов;
       - временная интеграция, при которой дети, находящиеся на индивидуальном обучении, объединяются со здоровыми детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
     Также в школе обеспечивается взаимная адаптация детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников; их участие в совместном взаимодействии в процессе образования. Обучая учащихся всех вместе, мы избегаем формирования у них комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняем в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся образцы для их роста

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
 

     Помимо этого в школе обеспечено психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей).
     Специалистами разработаны программы индивидуальной и групповой работы для  обучающихся с ОВЗ («Понимание и поддержка», «Формула успеха», «Психология семейного общения»). 
     За  2017/2018 учебный год  были проведены мероприятия: 
       1. Обновление банка данных детей-инвалидов. 
       2. Сотрудничество с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.
       3. Диагностика по выявлению уровня познавательных процессов обучающихся, эмоционально – психологического самочувствия, мотивации к обучению, самооценки. 
       4. Ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуальное консультирование). 
       5. Рейды по семьям.
       6. Осуществление контроля за посещением занятий и подготовкой к урокам. 
       7. Вовлечение детей в кружки, секции.
       8. Просветительская лекция «Использование среды (домашней и уличной) в развитии ребёнка". 
       9. Индивидуально-личностные беседы «Возрастные особенности детей. Типичные конфликтные ситуации и пути их преодоления». 
       10. Консультации  «Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время». 
       11. Семейное консультирование «Формирование активной педагогической и социальной позиции родителей». 
       12. Консультативная помощь через школьный ПМПк «Адаптация детей-инвалидов в классном коллективе, взаимоотношения в коллективе». 
     Систематически (1 раз в месяц) осуществляется социально-психологический, педагогический патронаж семей данной категории детей, в целях информирования и обучения родителей социально-психологическим и педагогическим основам развития и воспитания ребёнка, а также формирования у родителей конструктивной, активной и оптимистической позиции в отношении своего ребёнка. 
     Службой сопровождения осуществляется выпуск психолого-педагогических  бюллетеней для родителей, осуществляющих уход за детьми с ОВЗ, с подробной информацией о видах помощи, разнообразии психологических и социально-педагогических услуг, предоставляемых школой.
Результаты коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ систематически отслеживаются на гордском психолого-медико-педагогическом консилиуме. Свою деятельность ПМПк осуществляет во взаимодействии с медицинской, логопедической и психологической службами, методическими объединениями, педагогическим советом школы и другими структурными подразделениями.
     Члены ПМПк консультируют всех участников образовательного процесса – обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов по вопросам организации помощи и педагогической поддержки детям с ОВЗ и (или) детям с отклонениями в поведении, готовят документы на ПМПК для определения формы обучения и вида образовательной программы.
     На каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья заведены индивидуальные карты развития, которые позволяют определить динамику развития детей, результативность освоения адаптированной образовательной программы.
     Таким образом, в учреждении создана образовательная среда и комфортные условия для обучения и развития детей, способствующие успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ


      Работа  с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами предъявляет высокие требования к учителям. Наш педагогический коллектив постоянно проходит повышение квалификации, профессиональную переподготовку по различным аспектам совместного обучения детей с ОВЗ. Для формирования компетентного кадрового ресурса организовано обучение педагогов и специалистов в школе по вопросам внедрения инклюзивного образования через систему тематических семинаров, консультаций и практических занятий: «Организация учебного процесса в классе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья»; «Использование коррекционно-развивающего компонента в уроке при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» и др.
      Учителя регулярно повышают свой уровень профессионализма на курсах  повышения квалификации. Специальная подготовка преподавательского состава позволяет всем детям с ОВЗ и детям с инвалидностью приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в средние и высшие учебные заведения, для  построения дальнейшей карьеры. 

 

 

 

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ_ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ

       - Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ. Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.

     - Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.

       - Вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.

       - При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано индивидуальное обучение на дому.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

     Обеспечение специальных образовательных условий – государственная гарантия, адресованная детям с инвалидностью. В нашей школе, построенной в 1962 году, созданы информационные и материально-технические условия, необходимые для обучения детей с ОВЗ.

 

      Таким образом, в учреждении создана образовательная среда и комфортные условия для обучения и развития детей, способствующие успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Подтверждающие документы к критерию №13

1.Информация о специальных условиях, созданных в МОУ СОШ №44 г. Воркуты для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью

3.Порядок регламентации и оформления отношений МОУ «СОШ № 44» г. Воркуты и родителей (законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дом, утвержденный приказом директора от 31.08.2017 №208 ;

4.Положение о реализации права учащихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, МОУ «СОШ №44» г. Воркуты, утвержденное приказом директора от 31.08.2017 № 208.