Критерий 15 Создание условий для здоровьесберегающей образовательной среды
Организация учебного процесса в МОУ «СОШ №44» г. Воркуты направлена на создание условий для здоровьесберегающей образовательной среды
1.Общая продолжительность учебного года:
1 класс – 33 недели
2 -4 классы – 34 недели
Итого по уровню образования – 33/34 недели
5-7 классы – 35 недель
8 класс – 36 недель
9 класс – 34 недели
Итого по уровню образования – 34/35/36 недель
10 класс – 36 недель
11 класс – 34 недели
Итого по уровню образования – 34/36 недель
2. Продолжительность рабочей недели:
уровень начального общего образования (1 класс) – 5 -дневная рабочая неделя
уровень начального общего образования (2- 4 классы) - 6 - дневная рабочая неделя
уровень основного общего образования (5-9 классы) - 6 - дневная рабочая неделя
уровень среднего общего образования (10-11 классы) - 6 - дневная рабочая неделя
Начало и окончание учебных занятий
День недели | Начало занятий (время) | Окончание занятий (время) |
Понедельник | 8.30 | 14.10 |
Вторник | 8.30 | 14.10 |
Среда | 8.30 | 14.10 |
Четверг | 8.30 | 14.10 |
Пятница | 8.30 | 14.10 |
Суббота | 8.30 | 14.10 |
3. Расписание звонков
Продолжительность уроков:
1 класс (в сентябре, октябре) - по 3 урока в день по 35 минут каждый,
в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);
2 - 11 классы – 45 минут.
Режим учебных занятий
1 класс (сентябрь, октябрь) (Приложение 15.1)
Начало (время) | Окончание (время) | Перемена (продолжительность) | |
1 урок | 8.30 | 9.05 | 20 минут |
2 урок | 9.25 | 10.00 | 30 минут |
3 урок | 10.30 | 11.05 |
1 класс (ноябрь, декабрь)
1 урок | 8.30 | 9.05 | 20 минут |
2 урок | 9.25 | 10.00 | 30 минут |
3 урок | 10.30 | 11.05 | 30 минут |
4 урок | 11.35 | 12.10 |
1 класс (январь, май)
1 урок | 8.30 | 9.10 | 15 минут |
2 урок | 9.25 | 10.05 | 25 минут |
3 урок | 10.30 | 11.10 | 25 минут |
4 урок | 11.35 | 12.15 |
2-11 классы
Начало (время) | Окончание (время) | перемена (продолжительность) | |
1 урок | 8.30 | 9.15 | 10 минут |
2 урок | 9.25 | 10.10 | 20 минут |
3 урок | 10.30 | 11.15 | 20 минут |
4 урок | 11.35 | 12.20 | 10 минут |
5 урок | 12.30 | 13.15 | 10 минут |
6 урок | 13.25 | 14.10 |
4. Организация питания.
Питание организовано на больших (20 -минутных) переменах: после 2 урока для учащихся 1-4 классов, 5, 6 классов; после 3 урока — для учащихся 7-11 классов.
На уроках учителя используют следующие здоровьесберегающие технологии:
Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) - соблюдение правил ТБ на уроках и переменах.
Организационно-педагогические технологии (ОПТ) - построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих прtдотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
Психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников - учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся; создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе; минутки для шутки; релаксационные паузы.
Учебно-воспитательные технологии (УВТ), включают вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению ЗОЖ, предупреждению вредных привычек - технология сотрудничества, групповые технологии, интерактивные игровые технологии, педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.
Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) - физкультминутки, смена видов деятельности, аэрация воздуха.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных отношений с природой - обустройство школьной территории, зеленые растения в классе, участие в природоохранных мероприятиях. (Приложение 15.2)
Составляющие, которые использует учителя для обеспечения здоровьесберегающего урока.
1. Использование элементарной диагностики утомляемости учащихся: сравнительный анализ выражения лиц школьников, наблюдение за уровнем нервного возбуждения класса, оценка времени выполнения учениками определенного вида учебной работы, слежение за интонацией отвечающих.
2.Снижение утомления школьников: применение дидактических игр, включение в урок физкультминуток, эмоциональная передача содержания учебного материала, использование юмора и т.д.
3. Создание благоприятного психологического климата: включение учеников в учебную дискуссию, доступность и преемственность информации, использование оптимального количества неизвестных ученикам понятий, включение в учебный процесс жизненного опыта учащихся, определение условий для "ситуации успеха" на уроке и т.д.
4.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения: использование соответствующих педагогических технологий, наличие карточек с уровневыми заданиями, построение мотивационных линий урока и т.д.
5.Выполнение санитарно-гигиенических условий: следование норм освещения, влажности, температуры, организация динамической перемены.
Во внеурочной деятельности используются следующие здоровьесберегающие технологии:
1.Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая включает в себя:
мероприятия по изучению и повторению правил дорожного движения;
мероприятия по изучению и повторению правил пожарной безопасности;
мероприятия по безопасности на водных объектах, во время гололеда, по ГО и ЧС, антитеррористической защищенности.
классные часы, игры, викторины, беседы, тренировочные эвакуации, способствуют профилактике детского травматизма.
2. Экологические здоровьесберегающие технологии.
Экология сегодня – это не только биологическая наука о связях организмов с окружающей средой, но и практика выживания человечества в условиях экологического кризиса и надвигающейся экологической катастрофы. Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Традиционными в работе учителей стали: творческие конкурсы, экологические праздники, акции, десанты, интеллектуально-познавательные игры, создание экологических видеофильмов.
Благодаря целенаправленной систематической работе по экологическому воспитанию у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменились мотивация поступков в природе, экологическая культура, а также интересы учащихся. ( Приложение 15.3)
3. Физкультурно-оздоровительные технологии.
Направлены на физическое развитие учащихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Данные технологии реализуются внеурочной физкультурно-массовой оздоровительной деятельностью, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Внеклассные занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени учащихся и увеличения их двигательной активности.
В дни осенних, зимних и весенних каникул проводятся походы, лыжные про-гулки, экскурсии.
4. Учебно-воспитательные технологии.
Важным аспектом при проведении занятий во внеурочное время является психологический комфорт школьников: доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция руководителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление. Вот далеко не весь арсенал, который используют учителя для раскрытия способностей каждого ребенка.
На занятиях кружка «Экология и здоровье» учащиеся знакомятся с лекарственными и ядовитыми растениями, с приемами первой помощи при отравлениях рассматриваются темы: «Режим дня», «Гигиена тела», «Как ты заботишься о своём здоровье», «Что ты ешь». В классе создается «Музей здоровья». (Приложение 15.4)
На занятиях внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» изучаются свойства продуктов, правила питания. Учащиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них.
Тематика бесед на классных часах разнообразна. Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. (Приложение 15.5)
Таким образом, система внеурочной занятости детей направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной.
Комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, даёт возможность детям и родителям получать знания в доступной форме.
Благодаря созданию условий для здоровьесберегающей образовательной среды удается обеспечить:
1. Регулярные занятия физической культурой и спортом;
2. Увеличить объём двигательной активности детей;
3.Сформировать у учащихся устойчивый интерес к сохранению и укреплению здоровья;
4.Обеспечить рост мотивации к ведению здорового образа жизни;
5.Активизировать помощь родителей и общественности
Подтверждающие документы к критерию № 15:
1. Режим дня, расписание уроков и внеурочной деятельности 1 класса МОУ «СОШ №44» г. Воркуты.
2. Конспект урока окружающего мира по учебнику «Окружающий мир» 3 класс.
3. Природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники природы».
4. Программа «Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительное направление Программа кружка «Экология и здоровье» для учащихся 11-12 лет».
5. Классный час на тему «Здоровый образ жизни».