Критерий 14 Формирование осознанного отношения обучающихся к здоровому образу жизни. Формирование здорового образа жизни участниками образовательного процесса средствами физической культуры и спорта
«Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель педагоги нашей школы видят в формировании у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Формирование и профилактика здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений воспитательной работы «МОУ СОШ № 44 г. Воркуты, которое реализуется через программу, направленную на формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни обучающихся.
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся в школе оцениваются:
- через анкетирование родителей и обучающихся;
- в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья.
Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий:
- Спортивные секции.
- Уроки физической культуры (урочная).
- Подвижные игры (урочная, внеурочная).
- Дни спорта, олимпиады, соревнования.
- Дни здоровья, конкурсы, праздники.
- Лекции, семинары, консультации для родителей.
В ОУ организована социально-психологическая служба, которая работает со-гласно составленному плану. Основными задачами работы является:
1. Проведение исследования под названием «Комфортность нахождения учащихся в школе».
2. Сохранение в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы.
3. Профилактика стрессов и неврозов, обучение психологической самозащите личности.
4. Дальнейшее обеспечение психологического комфорта учащихся - при взаимоотношении с учителями, при взаимоотношении с одноклассниками, при выполнении домашних заданий, при участии в итоговой аттестации и во время проведения контрольных работ.
5. Проведение лекториев и бесед о вреде наркомании, алкоголя и табакокурения.
6. Работа Совета по профилактике.
7. Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса.
8. Служба Медиации.
Администрацией и педагогическим коллективом школы большое внимание уделяется организации горячего питания обучающихся в рамках реализации федерального проекта модернизации школьного питания.
1. Обеспечение бесплатным питанием 1-4 классы.
2. Обеспечение питанием за счет родительских средств.
3. Проведение комиссией по контролю организации и качества питания регулярных проверок качества продукции, сроков реализации, санитарного состояния пищеблока, ведение бракеражных журналов.
4. Организация питьевого режима.
5. Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания.
6. Улучшение материально – технической базы столовой, разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей.
7. Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного питания.
В ОУ хорошо организован активный двигательный режим.
1. Проведение уроков физической культуры три раза в неделю.
2. Организация «Дней здоровья» и спортивных праздников.
3. Участие сборных команд школы в муниципальных соревнованиях.
4. Работа с допризывной молодежью и участие в военно-спортивных мероприятиях.
5. Проведение динамических пауз и физкультминуток во время уроков.
Организация воспитательной, внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности.
Работа классных руководителей с учащимися.
Общешкольные мероприятия Организация физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися проводится по утвержденному плану:
Организация просветительской работы с родителями
Родительский всеобуч
1. «Компьютер в жизни ребенка: друг он – или враг?»
2. «Профилактика соматических (простудных) и инфекционных заболеваний»
3. «Школьные конфликты и пути выхода из конфликтов»
4. «Работа семьи и школы по профилактике ПАВ»
Реализуются дополнительные образовательные программы по баскетболу, футболу, волейболу, настольному теннису, ОФП, шахматам, ориентированные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализуются во внеурочной деятельности.
Одним из направлений профилактической работы в школе является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Тесно сотрудничаем с сотрудником ОГИБДД ОМВД России по г. Воркуте Смирновой М.В. Ежемесячно предоставляем отчеты о проведенных мероприятиях по ПДД. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма реализуется на уроках ОБЖ, классными руководителями на классных часах согласно планам профилактических мероприятий по БДД, учителями – предметниками. С участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «школа - дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника из дома до школы и обратно. Родители активно привлекаются к делам классов, таким, как экскурсии, походы, на которых они наряду с классными руководителями отвечают за безопасность школьников. Для родителей проводятся собрания, где отмечается ответственность и роль взрослых в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Формирование здорового образа жизни участниками образовательного процесса средствами физической культуры и спорта. Учителя ФК:
- обеспечивают наличие информационного стенда и наглядных материалов по выполнению нормативов;
- разрабатывают систему мер по привлечению обучающихся классов к сдаче норм ГТО;
- проводят тренинги и занятия по внедрению ВФСК ГТО, повышают уровень знаний учащихся, учителей и родителей по здоровьесбережению;
- организовывают и проводят внутришкольные соревнования по выполнению испытаний на соответствие нормативам ВФСК ГТО.
- выявляют при сдаче норм ГТО детей, одарённых и талантливых в спорте;
- проводят уроки с использованием материала по пропаганде ГТО;
- используют в работе педагогические технологии, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ;
- организовывают и используют современные формы спортивно-оздоровительной работы.
Классные руководители, учителя физкультуры, биологии, ОБЖ:
Знание подростками особенностей организма улучшает понимание важности гигиены, здорового питания и спортивных занятий. Подобную информацию школьники получают на уроках биологии, ОБЖ, физической культуры. Наиболее важная роль отводится учителю физической культуры. Он должен сформировать интерес к спорту, закаливанию. Учитель физической культуры внимательно следит за проведением занятия, контролируя уровень нагрузки для разных групп детей (Приложение №2)
Учащиеся:
- участвуют в организации и проведении системы мероприятий по при-влечению к сдаче норм ГТО;
- формируют навыки социальной и личностной компетентности при сдаче испытаний ГТО;
- проявляют творческие и организаторские способности при проведении массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации досуга;
- участвуют в проектно-исследовательской деятельности, в семинарах и тренингах для педагогов, обучающихся, родителей по ЗОЖ. Родители:
- получают в рамках всеобуча информацию по вопросам ЗОЖ, реализации комплекса ГТО;
- оказывают поддержку классным руководителям при ознакомлении с методикой диагностики возможностей и способностей уровня физического развития детей при проведении родительских собраний, бесед, лекций, совместных мероприятий;
- участвуют в организации просмотров фильмов, телепередач по формированию интереса к физической культуре и спорту. В образовательном учреждении организован спортивный клуб «Надежда».
Название клуба | Руководитель клуба | Секции | Количество занимающихся |
"Надежда" | Лозовская Надежда Анатольевна | Баскетбол | 15 |
Волейбол | 16 | ||
Футбол | 11 | ||
Настольный теннис | 12 | ||
Шахматы | 17 | ||
ОФП | 18 |
Подтверждающие документы к критерию № 14
1. Приложение 1